В Красноярском крае во втором чтении принят закон, регулирующий обращение с твердыми отходами. Документ закрепляет совершенно новую систему сбора и утилизации мусора в регионе, и это чревато издержками - эксперты указывают, что новая схема сулит кратный рост тарифов в данной области. Кроме того, ситуация, при которой в некоторых территориях эта сфера будет бесконтрольной, все ближе.
Проект закона «О регулировании отдельных отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края» был принят в апреле на сессии ЗС в первом чтении. Именно тогда развернулись бурные дискуссии. Странно, но ко второму чтению разговоры прекратились и документ был спокойно принят.
Напомним, согласно ФЗ№89 регионы должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Она подразумевает, что транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО должны проводить региональные операторы. Делать это они будут в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Так, Красноярский край поделен на 19 зон, в каждой из которых будет осуществлять свою деятельность региональный оператор, выбранный на конкурсной основе. Он должен будет заключать договоры с контрагентами, которые занимаются перевозкой, переработкой отходов, владеют полигонами для захоронения мусора.
Проблема с ТКО в Красноярском крае стоит остро. Согласно данным доклада руководителя Росприроднодзора по Красноярскому краю Андрея Калинина, который он сделал 4 мая на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания, Красноярский край на втором месте по образованию отходов I-IV классов опасности в Сибирском федеральном круге.
В регионе за последнее время выявлено 2,8 тысячи несанкционированных свалок, причем большая часть из них находится на территории населенных пунктов. Из них ликвидировано лишь чуть больше половины - 1,5 тысячи. Проблема свалок в крае так остра в том числе и потому, что здесь сложился дефицит объектов размещения отходов – сейчас, по подсчетам контролирующего ведомства, их 119 при потребности в 280.
И ситуация не торопится меняться. По федеральному законодательству до мая этого года министерство экологии и рационального природопользования края должно было определить региональных операторов по обращению с ТКО во всех 19 зонах Красноярского края.
Однако, как в конце мая указывали в краевой прокуратуре, этого не произошло. Договоры были заключены всего с шестью фирмами из 19. В трех зонах конкурсы были и вовсе отменены по решению надзорных органов.
И.о. министра экологии и рационального природопользования края Владимир Часовитин объясняет ситуацию тем, что в малонаселенных северных территориях края предприниматели не видят смысла заявляться на конкурсы, поскольку не видят возможности для окупаемости инвестиций в сбор и утилизацию мусора - удаленность населенных пунктов на севере региона такова, что отрасль ТБО может быть лишь социальной нагрузкой краевого бюджета. А в этой ситуации - с отдачей все на откуп бизнесу - тема может не то, что выйти из под контроля, а ее вообще может не быть. Нет ответственного за сбор и утилизацию мусора, территория превращается в помойку, стихийные свалки растут как на дрожжах, а власти лишь пожмут плечами - мол, это жители у нас такие нерадивые.
Согласно требованиям законопроекта, все претенденты на роль операторов обязаны предоставить производственную и инвестиционную программу. Только исходя из нее можно будет рассчитать размер платы за обращение с ТКО в каждой технологической зоне.
На роль регионального оператора претендует и предприятие "Автоспецбаза".